home

Социальные медиа и библиотека в период оптимизации деятельности (о кадрах, оптимальных трудозатратах, контенте и обучении)

?
Социальные медиа и библиотека в период оптимизации деятельности
(о кадрах, оптимальных трудозатратах, контенте и обучении)
Social media and optimizing Library’s performance
(staff, efficient labor efforts, content, and training)
Е. В. Линдеман
Государственная публичная научно-техническая библиотека России,
Москва, Россия
Elena Lindeman
Russian National Public Library for Science and Technology,
Moscow, Russia
Обсуждаются вопросы освещения деятельности библиотеки в социальных медиа в условиях оптимизации и кадровых изменений, влияние расширения сферы деятельности библиотеки, особенности
контента и восприятие пользователей, а также некоторые аспекты образования сотрудников.
The issues of Library’s presentation in social media are discussed with the focus on optimization and
changes in personnel; effects of diversification, content features and user perception, and several staff education aspects are also reviewed.

Социальные медиа в библиотечной деятельности появились несколько лет назад, пережили
период пиковой популярности в библиотечной среде, зачастую связанный со своеобразной модой.
Нынешний год, заявленный как год литературы, ознаменовался неблагоприятными процессами –
слиянием библиотек, сокращением финансирования и штата библиотек. Подобные новости приходят из разных регионов. Поэтому говорить о расширении работ и штата для курирования направлений работы библиотеки в социальних медиа очень сложно. Многие библиотеки, начинающие
работы в блогосфере и социальных сетях несколько лет назад, сразу сделали ставку на создание
команды сотрудников, которые могут и хотят участвовать в работах с социальными медиа параллельно с основной работой. В нашей библиотеке также были проведены распределения работ,
созданы письменные и устные инструкции о работе. Контроль за деятельностью обычно осуществляет один сотрудник. И при всей рациональности такой системы, библиотеки в условиях сокращения кадров не всегда могут продолжать работы в полном объеме. Приходится выбирать базовый
комплекс социальных медиа, в которых успевает проводит работу библиотека силами сотрудников, занятых другими базовыми задачами.
Сегодня многие новости сайтов библиотек копируются в блоги и аккаунты соцсетей с целью
распространения информации о деятельности библиотеки, событиях, фондах, мероприятиях и для
привлечения новых пользователей. Но тенденция недостатка времени на работы (и экономия
времени) приводит к сокращению текстовой части информации, всѐ чаще заменяемой фотографиями с краткой подписью. Количество публикации постов библиотечных блоггеров снижается,
период между ними постоянно растет. Нет времени писать, нет времени читать длинные тексты.
Мы все становимся заложниками перехода на чтение своеобразных «веселых картинок». Не
случайно растет популярность «Twitter» (мало слов, и картинку можно добавить), «Flickr»
и «Instagram» (фотосопровождение нашей жизни), «Pinterest» (инфографика вошла в моду и
стремительно развивается) и др.
Еще одной тенденцией последнего времени является уменьшение числа комментариев.
Вас как бы читают, соглашаются, но писать нет времени и желания. Таким образом, разговора,
общения, обсуждения не получается. По-прежнему активно используются «ВКонтанте»,
«Facebook», «Одноклассники» (с дифференциацией по возрастам участников). Но следует заметить, что новичков появляется не много, и там общение проходит в уже сложившихся группах.
Так, где же работать библиотеке? На что тратить время и деньги? Какие методы использовать
для определения востребованности трудозатрат в социальных медиа? Что выбрать библиотеке –
сайт или блог + соцсеть? Продвигать услуги и продукты, мероприятия и конкурсы можно с соци1