home

Информационное обеспечение учебного процесса в СПО реальность и мечта

?
Информационное обеспечение учебного процесса в СПО:
реальность и мечта
Information support of teaching and learning
at the secondary vocational school
Е. В. Панкова
СПб ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский техникум библиотечных
и информационных технологий»,
Санкт-Петербург, Россия
Elena Pankova
St. Petersburg School of Library and Information Technologies,
St. Petersburg, Russia
Сделана попытка исторического анализа подготовки учебников для системы СПО.
The author attempts the historical analysis of textbooks for secondary professional schools system.

Современное обучение предполагает большую долю самостоятельной работы, в т.ч. с учебными изданиями. По каждой дисциплине и междисциплинарному комплексу (МДК) предусмотрено использование обязательной (учебник, учебное пособие, практикум и т.п., имеющее соответствующий гриф на соответствующий уровень образования) и дополнительной (справочники, статьи
в журналах, научные, научно-популярные, производственно-практические издания и т.д.) литературы.
Анализ используемых в образовательном процессе изданий показывает, что специальной литературы, имеющей соответствующий гриф по среднему специальному образованию, крайне мало
(если не сказать – ее просто нет). В данном случае не рассматриваются дисциплины блоки общих
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и общих естественнонаучных дисциплин. Не раскрывая содержание представленных учебников и не учитывая специфику
профессиональной подготовки (например, дисциплина «информатика» для информационных
работников и дисциплина «информатика» для технических специалистов должны иметь разные
разделы в изучении и разную глубину освоения), но опираясь только на соответствие уровня
образования, наименование дисциплины и наличие «грифа», отметим, что в этих блоках присутствуют универсальные учебники и их достаточно.
Гораздо более сложное положение с учебниками по специальности.
Вопрос 1. Кто создает учебную литературу по «Библиотековедению» для СПО?

В настоящее время нет актуальных учебников, созданных специально для среднего специального образования.
Можно вспомнить (по данным электронного каталога РНБ) учебники:
кандидата педагогических наук Киры Леонардовны Воронько «Организация библиотечных фондов и каталогов» (1972; 1992, [1-3]);
Галины Николаевны Диомидовой «Библиография», позднее – «Библиографоведение»
(1978; 2002, [4-6]);
учебные пособия:
Григория Арсентьевича Воронцова «Основы библиотековедения и работа с книгой»
(1977 г [7]);
«Библиотековедение» под редакцией Василия Васильевича Серова и Елизаветы Владимировны Сеглиной (1975 г., [8]);
кандидата педагогических наук Владимира Ивановича Терешина «Библиотечный фонд»
(1994; 2002, [9-10])

1