home

Проблемы чтения в Латвии от межвоенной Латвии к современности. (Как сохранить русскую духовную традицию смыслового чтения)

?
Проблемы чтения в Латвии:
от межвоенной Латвии к современности.
(Как сохранить русскую духовную традицию смыслового чтения)
The semantic reading problems
in period of interwar to modernity in Latvia.
(How to save the Russian spiritual tradition of the semantic reading)
С. Мазур
Альманах «Русский мир и Латвия»,
Рига, Латвия
Л. Мухин
Центр поддержки демократических инициатив,
Рига, Латвия
Sergey Mazur
«Russian World and Latvia» Almanac,
Riga, Latvia
Leonid Mukhin
Center for Democratic Initiatives,
Riga, Latvia
В статье авторы рассматривают проблему чтения русскоязычных национальных меньшинств в Латвии. Эта область, в которой нет специальных исследований, поэтому авторы опираются на проведенные опросы и на публицистику. Для понимания специфики современности, автор обращается
к проблеме чтения во времена Первой Латвийской республики (1918–1940 гг.). В межвоенной Латвии, социокультурная ситуация характеризовалась, с одной стороны, более высоким образовательным уровнем латышского населения по сравнению с русскоязычным населением и, соответственно,
массовым интересом к чтению латышского населения. С другой стороны, активным участием русских общественных организации в решении культурных проблем русскоязычных национальных
меньшинств. В современности господствует либеральный подход, при котором проблема приобщения к русским традициям, в том числе и к чтению, относится к частной сфере. Исследований о развитии и проблемах культурных и образовательных потребностей национальных меньшинств, в настоящее время государство не ведет, поэтому свое мнение о проблемах современного чтения русскоязычных детей в Латвии авторы обосновывают на публицистических материалах и самостоятельно проведенных опросах, которые они провели в разное время среди школьников, педагогов,
работников библиотек, продавцов книжных магазинов. В статье приводятся два характерных примера из опроса учителей русского языка и литературы (2014 года), из которых видно – снижение
интереса к чтению у школьников непосредственно связано с изменением государственной политики
в области гуманитарного образования. Во второй части статьи приводятся результаты опроса
школьников в двух общеобразовательных школах г. Риги (2012 г.) и делается вывод о причинах
кризиса традиционных институтов чтения в обществе.
Ключевые слова: проблемы чтения, Латвия, Первая Латвийская республика, этический контекст,
опрос школьников, ситуация.
In their paper, the authors examine the problems associated with the quality of information provided in the
periodical press in Latvia. This is an unstudied area, so basically we have to rely on polls and political essays. For understanding the specificity of modernity, the authors address the problem of the semantic reading in the First Republic of Latvia (1918–1940). The inter-war social and cultural situation in Latvia was
characterized by the higher educational level of the Latvian population than that of the Russian population
and correspondingly massive interest towards publications of the Latvian press, but Russians tried to solve
this problem by the active participation of Russian public organizations. The main activities of these organizations were the ideas of preserving the cultural identity of the Russian population. In modern society, liberal views on reading dominate, therefore it is a problem of each individual. This information – the authors
independent research, based on interviews of schoolchildren, teachers, librarians, booksellers. The Government doesn't provide research of specific cultural and educational needs of the minority. In the article
two typical examples from the interviews of teachers of Russian language and literature (2014) are given,
which demonstrate decreasing interest in reading among schoolchildren directly related to the change in the
state policy in the field of humanities. In the second part of the article the authors present the results of the

1