home

Научно-популярные журналы в Интернете

?
Научно-популярные журналы в Интернете
Popular science journals on the Internet
Г. В. Крылова
Государственная публичная научно-техническая библиотека России,
Москва, Россия
Galina Krylova
Russian National Public Library for Science and Technology,
Moscow, Russia
Рассматривается состояние современного рынка научно-популярных журналов в России. Особое
внимание уделено функциональным особенностям научно-популярных журналов и условиям их
распространения в электронном виде.
The Russian market of popular science journals is reviewed with the focus on the specific features of popular science journals and their digital distribution.
Тезисы доклада

Экономический и промышленный потенциал государства зависит от способности его общества, главным образом молодѐжи, творчески и созидательно мыслить, быть технически образованной, уметь ставить цели и добиваться их достижения. Главная ценность научно-популярных
журналов в том, что рассказывая простым языком о сложном, они позволяют охватить широкий
пласт знаний. Тем самым, давая молодому человеку понять, что именно его интересует, дают
первоначальную тягу к знаниям, раскрывают красоту логики, системы и в целом науки. Научнопопулярные журналы выполняют вполне очевидную социальную функцию – миссию просвещения.
В настоящее время рынок российских научно-популярных журналов невелик. По данным Российской книжной палаты в 2014 году в России было издано более 8 тыс. наименований журналов.
Доля научно-популярных журналов составляет менее 2% всего журнального рынка – 138 наименований.
Тематика современных научно-популярных журналов весьма разнообразна. Об этом говорят
их названия: «В мире животных», «В мире науки», «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Земля
и Вселенная», «Зеркало мира», «Знание – сила», «Изобретатель и рационализатор», «Квант»,
«Машины и механизмы», «Наука в России», «Наука и жизнь», «Наука и техника», «Наука из
первых рук», «Наука в фокусе», «Наша психология», «Новости космонавтики», «Популярная
механика», «Потенциал», «Природа», «Природа и человек», «Российский космос», «Техника –
молодежи», «Химия и жизнь XXI век», «Экология и жизнь», «Юный натуралист», «Юный техник»,
«Discovery», «GEO», «National Geographic», «New Scientist Ru», «Psychologies», «Звери», «Московский журнал. История государства Российского», «Военно-исторический журнал», «Родина».
Несмотря на то, что большинство из этих журналов возникли в советский период, который характеризуется настоящим расцветом научной популяризации знаний. Однако рынок научнопопулярных журналов России молодой, формирующийся и вероятно, что его формирование
совсем не закончено.
Рынок научно-популярных журналов соприкасается еще как минимум с 6 журнальными
рынками:
с научными специализированными журналами, с которыми у них общий предмет – научные знания, но разная аудитория и язык, стиль изложения;
со специализированными журналами, такими как, например, туристические;

1