home

Экологическое образование в библиотеке возможности и перспективы

?
Экологическое образование в библиотеке:
возможности и перспективы
Ecological education in libraries:
Resources and prospects
Е. Ф. Бычкова
Государственная публичная научно-техническая библиотека России,
Москва, Россия
Elena Bychkova
Russian National Public Library for Science and Technology,
Moscow, Russia

Формирование экологической культуры, экологическое просвещение и предоставление экологической информации по запросам пользователей являются теми «тремя китами», на которых строится
работа библиотек в этой области. В ситуации, когда технологические преобразования во имя решения экологических проблем, становятся все более необходимы, самая большая ставка должна делаться на серьезный научный подход, и, следовательно, на экологическое образование. В докладе
рассматриваются возможности взаимодействия библиотек с образовательными учреждениями
с учетом современных Федеральных государственных образовательных стандартов.
Building ecological culture, ecological education and providing ecological information on user demands are
«the three pillars» of ecological work in libraries. While technological transformations for solving ecological problems are increasingly needed, the accent has to be made on a science-based approach which consequently means the need for ecological education. The author examines the opportunity for libraries’ collaboration with education institutions with due regard to the current Federal State Education Standards.

1. Основной задачей «экологической» деятельности библиотек принято считать формирование экологической культуры. В процессе формирования экологической культуры может быть
выделено несколько тесно связанных между собой направлений:
воспитание любви и бережного отношения к природе (собственно экология, природопользование, этнография, краеведение),
экологическое просвещение и информирование – формирование потребности в экологической информации.
Таким образом, воспитание бережного отношения к природе, экологическое просвещение
и предоставление экологической информации в работе библиотек являются «тремя китами»
на которых строится эта работа.
2. Воспитание любви к природе, основанное на чувственном восприятии мира, и претворяемое через разнообразные формы и методы библиотечной деятельности, является наиболее распространенным и массовым направлением деятельности библиотек. Целевой аудиторией в этом
случае являются дети и подростки. Библиотеками РФ накоплен огромный практический опыт,
в том числе и нашедший теоретическое обобщение в многочисленных публикациях и материалах
региональных и всероссийских конкурсов. На этом этапе формируются представления о правильном образе жизни и правильной структуре потребления, правильных отношениях между человеком и планетой, и без этой ступени невозможно продолжать экологическое воспитание.
3. Экологическое просвещение и информирование, т. е. расширение кругозора читателей через предоставление им информации о состоянии окружающей среды, о законах жизни природы и
человека в ней. Роль читателя на этом этапе достаточно пассивна. Он просто проявляет интерес
к предлагаемой ему информации. На этом этапе формируется потребность оценивать и анализировать факты, делать выводы и претворять их в жизнь. Экологическое просвещение является основной и главной задачей в экологической деятельности библиотек, и эта функция также успешно ими
реализуется.

1