Деятельность Государственной публичной научно-технической библиотеки России в сфере образования основные направления деятельнос

?
Деятельность Государственной публичной
научно-технической библиотеки России в сфере образования:
основные направления деятельности и пути развития
Education support at the Russian National Public Library
for Science and Technology: Main areas and trends
Е. В. Линдеман
Государственная публичная научно-техническая библиотека России,
Москва, Россия
Elena Lindeman
Russian National Public Library for Science and Technology,
Moscow, Russia
В работе представлены современные и перспективные направления деятельности Государственной
публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России) в сфере образования. Представлены результаты деятельности за последние годы (повышение уровни знаний и навыков читателей, повышение квалификации сотрудников, обучение студентов Московского государственного
института культуры (МГИК) на базе ГПНТБ России, курсы по программам для сторонних пользователей, удаленные методы образования и др.), перспективные планы с расширением категорий обучающихся, актуальные вопросы, требующие анализа и общественного обсуждения.
Current and prospective vectors in education activities of the Russian National Public Library for Science
and Technology (RNPLS&T) are examined. The experience of the recent years is described: improving users skills, staff advanced training, training Moscow State Institute of Culture students at the premises of
RNPLS&T: theme courses for outside users, distant learning techniques, etc.; prospective plans to expand
user range, compelling issues to be analyzed and addressed in public consultations are discussed.

За последний год в ГПНТБ России произошли значительные изменения, включая смену адреса
библиотеки и экспресс-переезд в июле 2014 года, реорганизацию структуры библиотеки с формированием новых векторов развития и акцентов деятельности.
ГПНТБ России с 1958 года является базовой библиотекой для формирования профильного
фонда, обработки и предоставления информации в области науки и техники научным работникам,
специалистам, аспирантам, студентам и преподавателям. С момента создания библиотеки и
в течение почти полувека еѐ информационными ресурсами могли воспользоваться только научные
сотрудники, специалисты и студенты старших курсов вузов. Школьники и студенты начальных
курсов вузов в библиотеку не допускались или студентам требовались дополнительные письмаходатайства от руководителей их научной работы. Вместе с тем, в последние годы, располагаясь
еще в старом здании, ГПНТБ России начала работать со школами в области экологической информации. Тем самым был сделан первый шаг к расширению категорий пользователей библиотеки.
Переезд библиотеки из центра Москвы в промзону значительно повлиял на поток разных категорий читателей и перечень востребованных пользователями услуг, на активизацию сотрудничества с районными и окружными организациями, школами и местным населением. В связи с развитием не практикуемых ранее направлений, завязались новые партнерские отношения и контакты,
были заключены соглашения, что способствует возможности проведения работ и организации
мероприятий в ранее неохваченных нами областях, включая широкий спектр образовательной
деятельности.
Наиболее традиционными для ГПНТБ России направлениями работы в области образования
являются:
Обеспечение информационной поддержки и сопровождения образовательных, научноисследовательских и проектных работ в организациях сферы образования и науки (осуществляются поиск, подбор, доставка информации и документов). Здесь библиотека является базой для
получения любой необходимой информации для специалистов, студентов, аспирантов в области

1