home

Современный электронный учебник обеспечение доступности для участников образовательных отношений

?
Современный электронный учебник:
обеспечение доступности для участников
образовательных отношений
Digital textbooks:
Providing accessibility for learners
К. В. Казаков
ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»,
Москва, Россия
Kirill Kazakov
INFORMIKA State Research Institute
of Information Technologies and Telecommunications,
Moscow, Russia
В докладе представлены результаты проведенного в марте 2015 года исследования о текущей ситуации на российском рынке электронных учебников, подробно рассказано о тенденциях в этой
сфере, о том, готовы ли российские педагоги к внедрению учебников в электронной форме. Из доклада можно почерпнуть массу полезных статистических данных, узнать о перспективах и сложностях внедрения электронных учебников в России.
The findings of the March, 2015 survey of Russian digital textbook market are presented, and the trends are
described; preparedness of Russian educators for digital textbooks introduction is discussed. Many useful
statistical data are given; prospects and challenges for digital textbooks are examined.

Развитие образования, повышение его качества и доступности – одна из важнейших задач,
стоящих перед нашей страной. И на сегодняшний день ее невозможно решить без использования
современных информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому повсеместное
внедрение электронных школьных учебников позволит обеспечить образовательный процесс
учебно-методическими ресурсами нового поколения, которые соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Преимущества использования электронных учебников состоят в их интерактивности и мультимедийности, многофункциональности и компактности – использование учебников в электронной
форме позволяет решить проблему «тяжелого портфеля».
Сам термин «электронный учебник», который на слуху уже несколько лет, до сих пор юридически не закреплен. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой в данной области
правильнее было бы говорить об «учебнике в электронной форме». Предлагаю для целей доклада
использовать эти термины как синонимы. Таким образом, определение будет выглядеть так:
Учебник в электронной форме или электронный учебник – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной
форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Требования к ЭУ вытекают из действующего Порядка формирования федерального перечня
учебников, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 05.09.2013 г. № 1047 с изменениями и
дополнениями, утвержденными Приказом Минобрнауки РФ от 08.12.2014 № 1559
Коротко остановлюсь на важнейших из них.
В целях обеспечения равенства в доступе к знаниям, содержание и оформление электронного учебника должно полностью соответствовать бумажному изданию;
Поддерживается возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на
которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме;
Мультимедиа и интерактивность электронных учебников определены рамками «необходимо и достаточно»;
Электронный учебник содержит средства контроля и самоконтроля полученных знаний;

1