home

Кто придёт в библиотеку Требования работодателей и парадоксы профессионального образования

?
Кто придёт в библиотеку?
Требования работодателей и парадоксы
профессионального образования
Who will work in libraries?
Employers’ requirements and professional
education paradoxes
М. И. Рассадина
Владимирский областной колледж культуры и искусства,
Владимир, Россия
Marina Rassadina
Vladimir Regional College of Culture and Arts,
Vladimir, Russia
Рассматриваются вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Определены основные проблемы системы непрерывного профессионального
образования, обоснована необходимость сохранения и развития среднего библиотечного образования, взаимодействия всех звеньев системы в условиях оптимизации. Затронуты вопросы повышения
социального статуса библиотечной профессии.
The issues of training librarians for modern libraries are discussed. Main problems of continuing professional education are defined, the need for secondary professional education further development and the
interaction within the education system are proved. The author argues that librarians’ social status has to be
increased.

Для современных российских библиотек настали новые времена. Похоже, общество, наконец,
вспомнило об их существовании, и… Нет, в библиотеку не хлынул поток читателей, мы не вернули себе статус самой читающей страны в мире, чтение не стало приоритетной формой досуга, но
библиотека неожиданно оказалась объектом пристального внимания, разностороннего обсуждения
и искреннего любопытства.
Новое время наделило библиотеку новыми функциями, зафиксированными в ряде обсуждаемых профессиональным сообществом документов (Закон о культуре в РФ, Модельный стандарт
деятельности общедоступной библиотеки, Профессиональный стандарт и др.). Диапазон этих
функций с одной стороны, вселяет оптимизм (у библиотек есть будущее!), а с другой стороны,
заставляет задуматься, какими компетенциями должен обладать современный библиотечный
специалист, чтобы выполнять функции, которые раньше нам и не снились?
Сегодня библиотечная профессия совмещает в себе элементы профессиональной деятельности
юриста, психолога, системного администратора, специалиста по рекламе, PR-менеджера, актѐра,
режиссѐра, журналиста, педагога и т.д. Каждой из этих профессий соответствует определѐнный
набор компетенций, установленный образовательным стандартом, срок обучения, набор необходимых профессиональных дисциплин.
Не секрет, что все перечисленные профессии более предпочтительны для абитуриентов, чем
библиотечная, так как выше оплачиваются и имеют более высокий социальный статус. Вследствие
этого количество студентов библиотечных факультетов сократилось в разы, а отсутствие конкурса
на эти факультеты снизило качество набора. Среди наших первокурсников часто оказываются
школьные «троечники» и неудачники конкурсов в другие учебные заведения, имеющие крайне
низкий уровень базовых знаний. Студенты, случайно попавшие на библиотечный факультет,
представляющие состояние дел в библиотеках и уровень зарплат библиотекарей, слабо мотивированы на успешную учѐбу и последующую работу по специальности. Безусловно, в профессиональном библиотечном образовании тоже наступило время перемен и осмысления траектории
развития. Для подготовки специалиста новой формации нужны не только изменения в учебных
планах и модельные стандарты, но и понимание того, какой специалист сегодня необходим библиотеке. Он должен быть эрудированным, технологичным, креативным, коммуникабельным,
1