home

Развитие творческого читателя в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга опыт и осмысление

?
Развитие творческого читателя в библиотеках
общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга:
опыт и осмысление
Educating creative readers at school libraries
of St. Petersburg: The experience and conceptualization
Т. И. Полякова
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,
Санкт-Петербург, Россия
Tatiana Polyakova
St. Petersburg Academy of Post-graduate Pedagogical Education,
St. Petersburg, Russia
В статье освещается опыт библиотек общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и СанктПетербургской академии постдипломного педагогического образования по развитию творческого
читателя. Раскрываются понятия чтение, творчество, творческий читатель, творческие способности,
читательское развитие. Поднимаются современные проблемы чтения детей. Даются способы и разнообразные формы включения детей в процесс творческого чтения, разработанные библиотеками
новые игровые форматы с использованием информационно-коммуникационных технологий. Называются пути преодоления учащимися критического предела пренебрежением чтением, повышения
мотивации учащихся к творческому чтению, воспитания у них гражданских чувств. В результате чего происходит актуализация и активизация возможностей тесного сотрудничества родителей, учителей и библиотекарей по развитию творческих способностей детей.
The experience of St. Petersburg school libraries and that of the Academy of Postgraduate Pedagogical
Education in educating creative readers is discussed. The concepts of reading, creativity, creative reader,
creativeness, reader education are defined. The current problems in today’s kids’ reading are revealed. Methods and forms of kids engagement in creative reading, new game formats and information technologies
applications are proposed. The ways to overcome reading avoidance at school, to stimulate creative reading, to educate patriotism and public spirit are suggested. The author argues that this is the way to actualize
and to intensify close cooperation between parent, teacher and librarians and to develop kids’ creativeness.

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является
деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования
и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни.
Теоретико-методологической базой концепции формирования читательской компетентности,
включающей в себя развитие творческих способностей учащихся в образовательной деятельности,
являются:
1. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты (В. А. Бородина).
2. Культурологический подход «Чтение как социально-педагогический феномен Открытого
образования» (Т.Г. Галактионова).
3. Исследования, посвященные проблемам читательской культуры (С.М. Бородин, В.А. Бородина, Т.Г. Браже, Т.Г. Галактионова, О.Е. Галицких, Л.А. Николаева, И.И. Тихомирова и др.).
4. Исследования, посвященные феномену информационной культуры (В.А. Бородина, Г.Г. Воробьев, Н.И. Гендина, Н.Б. Зиновьева, Э.П. Семенюк, А.П. Суханов и др.).
Психолог Эрих Фромм дал определение понятия творчества: «Творчество – это способность
удивляться и познавать, уметь находить решения в нестандартных ситуациях; это направленность
на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта».
Отсюда «читать» означает воспринимать написанное. Не достаточно только пробежать глазами текст, чтобы глубоко заглянуть в его содержание. Чтение без интереса нередко превращается
в имитацию: чтение вроде бы есть, а восприятия нет. А там, где нет восприятия, нет влияния книги
на читателя.

1