home

Реальность современной истории детского чтения (контекст представлений о чтении и контент поощрения к чтению в библиотеке)

?
Реальность современной истории детского чтения
(контекст представлений о чтении и контент поощрения
к чтению в библиотеке)
The modern history of children’s reading
(the context of reading concepts and the content
of reading encouragement in libraries)
Л. В. Степанова
Ленинградская областная детская библиотека,
Санкт-Петербург, Россия
Lyudmila Stepanova
Leningrad Regional Children’s Library,
St. Petersburg, Russia
Автор обращается к читательскому опыту современных детей, чтобы проявить сущностные процессы современного детского чтения. Обосновывает необходимость изучения антропологии чтения для
понимания статуса детского чтения в воспроизводстве и трансляции культуры, процессов сознания
детьми феномена чтения в культуре. Предложено осмысление процесса создания контента «Наш
книжный сад» для понимания и интерпретации новейшей истории детского чтения.
The author investigates into kids’ reading experiences to reveal the essential processes of kids’ reading. She
also proves the necessity for anthropological studies to apprehend kids’ reading status in culture reproduction and transmission, and kids apprehension of reading phenomenon in culture. Building the content array
«Our book garden» is proposed so to interpret the current history of kids reading.

Сегодня – время осмысления наших представлений о детском чтении, время оценки источников сложившихся представлений, традиций отношения к читающим детям. «Мы» – экспертное
сообщество. Библиотекари, наши партнеры: исследователи, издатели. Нам важно прогнозировать
влияние наших представлений и системы ценностей на статус книжной и читательской культуры
современных детей. Для этого необходимо обозначить современное смысловое и событийное
пространство и время для развития и анализа наших представлений о чтении. Цель данной мыследеятельности – создание контента для проявления мотивов, содержания и практик современного
детского чтения.
Библиотечная медиасреда в социальных сетях развивается стремительно, поэтому необходимо
выявить наиболее успешные стратегии создания поощряющей и мотивирующей среды развития
отношения к детскому чтению в цифровую эпоху. Мы представляем опыт создания контента
1
«НАШ КНИЖНЫЙ САД» . Стремимся создать сферу диалога интересов детей и взрослых по
отношению к книге и чтению. По замыслу, «Наш книжный сад», как электронное издание, своим
контентом проявляет мотивы обращения к детскому чтению, его сущности, как феномену современной культуры, концентрирующее традиции и открывающее новые практики чтения.
Существенное ограничение в выборе источников наших представлений о чтении: мы не абсолютизируем статистические данные о чтении (библиотечная статистика, рейтинги популярности
(топы) продаж), различного рода опросы о времени и структуре чтения подростков. Нам интересны источники наших представлений о чтении, как о процессе, «знаке» и «символе» в перспективе
его культурных значений для индивидуальности и окружающего ее социума. Подобный подход
2
глубоко обоснован Д.Равинским . Мы осуществляем анализ представлений о чтении «из» детской
библиотеки и по пути «в» детскую библиотеку, и «вне» детской библиотеки в контексте социальных и культурных смыслов, близких современным детям.
Одно из самых распространенных факторов изменения представлений о современном детском
чтении – «третья революция книги» (Р.Шартье) Философ подчеркивает, что «гипертекст и гипер1
2

«Наш книжный сад»:Видеоблог. Автор контента – Степанова Л.В., выпускающие редакторы М. Орлова, А.Дмитриева//
Режим доступа: https://www.facebook.com/Kidslibrary
Равинский Д. История чтения: раздвигая границы исследовательского пространства //НЛО – 2010 – №102, С.308–315.

1