home

Кейс-стади как метод изучения информационно-этических ситуаций в научно-исследовательской деятельности современного российского

?
Кейс-стади как метод изучения информационно-этических ситуаций
в научно-исследовательской деятельности современного
1
российского вузовского сообщества
Case studies as the method to investigate into information ethical situations
2
in research activities of Russian university community
Т. В. Еременко
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина,
Рязань, Россия
О. Г. Меркулова
Рязанское высшее воздушно-десантное
командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова,
Рязань, Россия
Tatiana Eremenko
S. A. Yesenin State University,
Ryazan, Russia
Olga Merkulova
General V. F. Margelov Higher Airborne Command College,
Ryazan, Russia
В докладе обосновывается актуальность задачи создания типологии информационно-этических ситуаций, возникающих в процессе научного труда в вузе, с использованием метода кейс-стади. В
этой связи анализируется содержание информационной этики и предлагается дефиниция понятия
«информационно-этическая ситуация». На основе типологии этических дилемм А. Гева и этики ответственности В. Канке рассматриваются материалы, собранные в ходе исследования информационной этики студентов Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, и мини-кейсы,
созданные на основе практики Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им.
генерала армии В. Ф. Маргелова.
The author proves the relevance of the task of introducing typology of ethical situations in research teams in
universities with the case study method. Information ethics content is analyzed, and the term of information
ethical situation is defined. Based on A. Geva’s typology and V. Kanke’s ethics of responsibility, the authors review the findings of the study of Ryazan State University students, and mini-cases of V. F. Margelov Higher Airborne Command College.

Информационная этика представляет сравнительно новый раздел этики. Ее следует отличать
от компьютерной этики, исследующей моральные проблемы, которые возникают в связи с развитием и применением информационных технологий. Как указывает А.С. Сергеев [8. С. 83-84.],
публикация в 1990-е гг. работ итальянского философа Лучано Флориди способствовала отмежеванию и становлению двух новых научных областей: философии информации и информационной
этики. Если под этикой как таковой принято понимать систему норм нравственного поведения
человека, общественной или профессиональной группы, то информационная этика оценивает
поведение человека или группы людей в сфере отношения к информации и рассматривает систему
норм и ценностей, определяющих это поведение. В гуманитарном классе свойств информационной
этики Л. Флориди называет такие, как стабильность и нестабильность, безопасность, доверие,
конфиденциальность, аккуратность, искренность и честность [изложено по работе 2]. В вузовском
сообществе информационная этика научного труда тесно связана с понятиями «этика ученого»,
«этика науки», «этос науки». Ее проблематика пересекается с такими ключевыми вопросами этики
науки, как корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на
1
2

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00049
[The article is prepared within the research project No. 15-03-00049 sponsored by the Russian Foundation for the Humanities]

1