home

Твоя библиотека – твое пространство семейное воспитание в библиотечных проектах

?
Твоя библиотека – твое пространство:
семейное воспитание в библиотечных проектах
Your library – your space:
Family education in library projects
Н. Н. Тимохина
Центральная детская библиотека,
Лысьва, Пермский край, Россия
Natalya Timokhina
Central Children’s Library,
Lysva, Perm Region, Russia
В выступлении представлены итоги проекта Лысьвенской центральной детской библиотеки «В двух
шагах от взрослой жизни», нацеленного на обучение школьников навыкам и знаниям, необходимым
им как будущим родителям.
The results of the Library’s «Approaching adult life» project designated to teach skills and knowledge to
children as future parents are discussed.

Традиционно главным институтом воспитания нравственного становления личности является
семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи,
разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению
ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской
компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа
разводов, увеличение числа неполных семей. Как отмечают сами родители – никто и никогда не
учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок. Поэтому они воспитывают детей или на основе образца воспитания в их семьях (не всегда грамотного
и конструктивного), или путем проб и ошибок.
С целью содействия решению этой актуальной для общества проблемы, в 2013 году Лысьвенская центральная детская библиотека взяла на себя разработку и реализацию проекта «В двух
шагах от взрослой жизни», предполагающего работу с учащимися 9-х классов одной из школ
города.
Проект стал победителем открытого конкурса, объявленного Министерством культуры, молодѐжной политики и массовых коммуникаций Пермского края и направленного на развитие библиотечного дела.
Партнѐрами библиотеки выступили специалисты-психологи «Центра психолого-медикосоциального сопровождения» (ППМС-Центр). Его реализация началась с анкетирования старшеклассников. По итогам анкетирования для подростков были разработаны основные мероприятия.
В ходе реализации проекта проведены четыре беседы-диспута, посвященные взаимоотношению подростков, их личностным ценностям, изменениям привычного хода жизни молодых при
вступлении в брак, установлению уклада семейной жизни и т.д.
Предложенные темы оказались очень близки подросткам. Ребята активно включались в работу
и охотно шли на контакт. Они много рассуждали, отстаивали свою точку зрения, учились анализировать смоделированные психологом ситуации и находить нужное решение.
«Мы выбираем – нас выбирают» – первое мероприятие проекта посвящалось взаимоотношению подростков. Ребята получили возможность рассуждать на темы: что такое дружба, кто
такой друг, влияют ли на возможность построения дружеских отношений материальные ценности
семьи, успехи в школе. Обсуждаемая проблема предательства и одиночества оказалась очень
близкой ребятам. Психологу было задано множество вопросов, на которые ребята получили ответ.
В конце встречи подростки получили памятки с номером телефона доверия.
1