home

Библиотека – пространство добра и знаний инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями

?
Библиотека – пространство добра и знаний:
инновационные формы работы с детьми
с ограниченными возможностями
Library is the space of beneficence and knowledge:
Innovative activities to engage disabled children
Э. Ю. Уросова
Большесосновская межпоселенческая центральная детская библиотека,
Большая Соснова, Пермский край, Россия
Evelina Urosova
Bolshesosnovskaya Intersettlement Central Children’s Library,
Bolshaya Sosnova, Perm Region, Russia
Рассматриваются методы решения проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в библиотечной среде, приобщение их к книге и библиотеке, к мероприятиям по
развитию коммуникативных навыков, интеграции в общество.
Issues of providing access of disabled and handicapped kids to libraries, promoting books and reading, developing kids’ communication skills and social integration are discussed.

В 2008 году в деятельности Большесосновской ЦДБ появилось одно из приоритетных направлений – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Случилось это благодаря
победе в конкурсе мини-проектов «Твори добро» Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» (г. Пермь). Небольшая сумма всего в 10000,00 рублей стала стартовой для развития
направления. Мы организовали работу выездного библиоклуба «Дорогою добра» для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Сразу отмечу, что прежде, чем был написан и реализован этот проект, ему предшествовала предыстория. У меня появились новые соседи – молодая
семья, в которой воспитываются две пятилетние дочки Маша и Настя. Я знала, что у одной из
девочек-двойняшек ДЦП. Вроде бы обычная история. Но в один из дней я стала свидетелем
картины, которая задела меня за живое. Соседские дети с гомоном резвились, играя в различные
игры, сменяя одну на другую. И только Маша сидела на скамейке, наблюдая и также радуясь
каждой ребяческой шутке, неловкому падению, победе в игре, в которой она себя представляла…
Только грусть в ее глазах нельзя было завуалировать ничем. Недолжно быть так на свете, чтоб
были одинокими дети-инвалиды. Сразу вспомнилась сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Эх,
если б был он на самом деле, загадала бы я желание, чтобы все дети мира были здоровыми.
А поскольку это невозможно, то мы решили написать проект, который получил финансовую
поддержку. Благодаря реализации проекта, мы объехали весь Большесосновский район. Кстати,
почти все средства были потрачены на ГСМ. Наши путешествия были не напрасные. Мы выявили
семьи, в которых воспитываются дети, не имеющие возможности по состоянию здоровья посещать
образовательные и культурные учреждения. Все их пространство ограниченно четырьмя стенами с
узким кругом знакомых: родственники да учительница, приходящая на дом. Вот, пожалуй, и все!
Некоторые ребятишки даже не представляли себе, что есть учреждения культуры, именуемые
библиотеками, и что книжки в них выдаются на дом совершенно бесплатно. И это не удивительно
при сельском бездорожье и отсутствие в то время пандусов и аппарелей. Да и что греха таить, если
родители сами не стремились афишировать состояния своих чад, мотивируя свое поведение тем,
чтобы «прохожие не глазели, да пальцами не показывали». Мы попытались эту стену разрушить с
помощью альбома-эстафеты «Будем знакомы», который мы возили с собой из дома в дом. В нем
ребята поделились рассказами о себе, вклеивая в него ещѐ и свои фотографии, и письма друг
к другу. Так мы их объединили в один библиоклуб, где мы и они стали друзьями. Мы привозили
и привозим по сей день им книги и журналы, книги крупно-шрифтового формата, говорящие
книги, на приобретение которых даже не пришлось тратиться. Их нам, как и тифлосредства любезно предоставляет Пермская краевая библиотека для слепых. После реализации проекта про-

1