home

Читатель-тьютор-библиотека социокультурные проекты вузовской библиотеки в современных условиях

?
Читатель-тьютор-библиотека:
социокультурные проекты вузовской библиотеки
в современных условиях
User-tuitor-library:
Sociocultural projects of the University Library
М. И. Абубакирова
ФГБОУ ВПО УГЛТУ,
Екатеринбург, Россия
Margarita Abubakirova
Ural State Forest Engineering University,
Ekaterinburg, Russia
Представлен опыт и перспективы совместной работы вузовской библиотеки и управления по воспитательной работе ГУФСИН в проекте «Дистантная библиотека для осужденных» для социокультурного развития осужденных с помощью дистанционных технологий и электронного контента определенной тематической направленности, соответствующего требованиям к материалам для представления данной категории граждан. Дано обоснование, краткое описание проекта и его результаты.
Discussed are the experience of and prospects for cooperation between the University Library and Department for Corrections within the framework of the project «Distant library for prison population» using remote technologies and theme digital content meeting the requirements for this user group. Project specification, brief description and its results are given.

Дистанционные технологии в профессиональном высшем образовании сегодня применяют все
вузы в том или ином виде. Одни разрабатывают для этого собственные платформы, другие приобретают лицензионное программное обеспечение (далее ПО) сторонних организаций, третьи используют свободное ПО.
Наш вуз опробовал разные варианты для разных категорий студентов: и лицензионное «Прометей» и свободное «MOODLE» и даже сервисы сайта, построенного на «Joomla», как в случае со
студентами-заочниками из числа осужденных граждан РФ. Данная категория граждан находится
в специфических условиях практически полной информационной изоляции: доступ к инфоресурсам у них крайне ограничен источниками, находящимися физически на территории спецучреждения. Комплектование фондов библиотек (а скорее библиопунктов) производится по принципу
«книгу в дар», а про электронные ресурсы говорить вовсе не приходиться. Однако в каждом таком
учреждении имеются классы, оборудованные компьютерной техникой.
По результатам исследования, проведенного УГЛТУ в среде осужденных, отбывающих срок в
местах лишения свободы на территории Свердловской области, 80% осужденных имеющих
среднее образование хотели бы продолжить обучение в вузах, 60% из них не имеют финансовой
возможности, остальные 20% при финансовой поддержке своих близких готовы учиться на контрактной основе. По соглашению с ГУФСИН (Государственное управление федеральной службы
исполнения наказаний) наш вуз начал обучать таких студентов на заочной форме обучения
с применением дистанционных технологий. Форма организации учебного процесса с такой категорией студентов предполагает наличие жесткой связки: студент-тьютор-вуз, где в качестве тьютора
выступает директор школы в колонии, а вуз представляет методист заочного факультета УГЛТУ.
Включаясь в политику социальной ответственности университета, научная библиотека (далее
НБ) разработала проект «Дистантная библиотека для осужденных», получивший поддержку фонда
М. Прохорова «Культурная инициатива». Работа по проекту в предложенной связке «студенттьютор-вуз» имеет вид: «ЧИТАТЕЛЬ-ТЬЮТОР-БИБЛИОТЕКА».
Основные этапы работы по проекту включают в себя:
1. Анкетированный опрос о читательских предпочтениях данной категории пользователей,
составление плана электронного контента на основе проведенного исследования.

1