home

Развитие инновационной деятельности в школе как ответ на вызовы современного информационного общества

?
Развитие инновационной деятельности в школе
как ответ на вызовы современного информационного общества
Innovative activities in schools
to meet the challenges of information society
А. Л. Цветкова
ГБНУ «Московский институт развития образования»,
Москва, Россия
Anna Tsvetkova
Moscow Institute for Education Development,
Moscow, Russia
Инновационная деятельность образовательной организации должна учитывать основные тенденции
развития современного мира. Цифровое измерение бытия, т.е. цифровое представление объектов,
идей и т.п., является основой информатизации образования. Развитие и повсеместное использование
информационно-коммуникационных технологий влечет за собой активное использование в учебном
процессе компьютерных и мобильных устройств, электронного образовательного контента, а также
создание новой формы школьной библиотеки – электронной библиотеки школы (ЭБШ).
Main trends in the modern world have to be incorporated in education institutions’ innovative activities.
Reality digital dimension, i.e. digital representation of objects, concepts, etc., forms the base for education
informatization. Development and ubiquity of information and communication technologies have resulted
into introduction of computers and mobile devices and digital education content into learning, and into
building e-libraries at schools.

Современное общество принято называть информационным. Существует множество определений и концептов информационного общества (Д. Белл, Ю. Хаяши), но, безусловно, одно – это
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации.
К основным вызовам нашего времени можно отнести следующие.
1. Гиперболическая скорость развития информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), в том числе мобильных устройств.
Это влечет за собой необходимость постоянного освоения новых технических устройств, разработки мобильного контента, в том числе и образовательного.
2. Большие массивы информации.
Требует от современного человека умения получать, систематизировать, анализировать, передавать объемы информации.
3. Появление «облачных» технологий.
Хранение информации не на отдельных локальных серверах, а в «облаке» требует знания основ безопасности работы в Интернет, а также норм авторского права в отношении электронных
ресурсов.
4. Современный человек за время своей профессиональной деятельности, по исследованиям
социологов, 5-7 раз сменит профессию.
Это требует умения учиться в течение всей жизни.
Как эти вызовы сегодня принимает школа?
Принятие ряда правовых документов (в частности, Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") нормативно
закрепило за образовательными организациями право на:
возможность реализации образовательного процесса с использование электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
создание цифровых (электронных) библиотек;
развитие инновационной деятельности в сфере образования [1].

1