home

Адаптация АИБС к инновационному оборудованию (RFID-оборудование, станции самообслуживания, информ-киоски)

?
Адаптация АИБС к инновационному оборудованию
(RFID-оборудование, станции самообслуживания, информ-киоски)
ALIS adaptation to innovative equipment
(RFID, self-service terminals, information kiosks)
С. В. Артамонова
ЗАО «Компания ЛИБЭР»,
Москва, Россия
Svetlana Artamonova
LIBER Company,
Moscow, Russia
В докладе рассмотрены проблемы и решения интеграции АИБС и RFID-оборудования, станций самообслуживания и информ-киосков. Представлены примеры модулей, необходимых для их внедрения в библиотеках.
Problems and solutions for integrating ALIS and RFID equipment, self-service terminals and information
kiosks are discussed. The examples of library modules are provided.

Одним из основных требований, предъявляемых к современной автоматизированной информационно-библиотечной системы является ее адаптация к внешнему программному обеспечению и
подключаемому периферийному оборудованию, имеющемуся в библиотеке или информационном
центре. Если с применением технологии штрих-кодирования все уже разобрались и штрих-коды
давно вошли в повседневную жизнь библиотекарей, то с RFID-технологиями многие еще только
разбираются. Связано это больше с тем, что RFID-оборудование и кодирование более дорогостоящее и библиотека долго раздумывает, стоит ли его внедрять. Если да – то в каком объеме, на весь
фонд или только на открытый доступ. В любом случае, к моменту, когда этот вопрос решен, встает
вопрос, а готова ли АИБС, установленная у библиотеки к внедрению данного оборудования и в
каком объеме.
Наша компания впервые столкнулась с интеграцией с RFID-оборудованием с версией АИБС
LiberMedia. Так как мы не только поставляем программное обеспечение, но и являемся для своих
клиентов помощниками по технологическим и методическим решениям, то мы принимали активное участие в процессе внедрения этого нового оборудования и связанными с ним изменениями в
технологических процессах библиотеки. Эта интеграция проводилась с 2004 по 2006 год . такой
длинный срок был обусловлен постепенным внедрением функций, адаптируемых к RFIDтехнологиям.
В первую очередь это была каталогизация. Все новые поступления проходили через RFIDкодирование.
Постепенно документы абонементов, читальных залов и других отделов библиотеки тоже проходили через RFID-кодирование.
Второй этап – внедрение обслуживания через RFID-станции библиотекарей. Здесь следует отметить, что на том этапе у библиотеки уже было внедрен полный цикл обслуживания читателей на
основе штрих-кодирования. И RFID-метки всего лишь заменили штрих-коды. В остальном технология обслуживания не была изменена. Интерфейс обслуживания в АИБС LIberMedia полностью
устраивал библиотеку по функционалу. Также следует отметить, что при внедрении RFIDтехнологий в данной библиотеке сохранялись филиалы, работающие на штрих-кодировании. То
есть нужно было предусмотреть гибридную технологию, позволяющую работать с обоими метками идентификации документов.

1