Библиотеки: формула преображения

PDF-презентация: 

Содержимое презентации

Библиотеки:
формула преображения
Двадцать шестая Международная конференция
«Библиотеки и информационные ресурсы в
современном мире науки, культуры, образования и
бизнеса»
13 июня 2019 г., г. Судак

Библиотека общества знаний
Библиотека — социальный институт,
обеспечивающий познавательно-творческую
деятельность обслуживаемого сообщества
посредством организации интеллектуального
взаимодействия, реализации обучающих и
досуговых программ, предоставления в
общественное пользование необходимого
пространства, аппаратного и программного
инструментария и доступа к источникам
информации.

Функции библиотеки нового типа
 Активизация и модерирование обмена идеями между

составляющими сообщество слоями и группами,
направленное на их поступательное развитие и
разрешение насущных проблем.
 Предоставление пространства и инструментария
(включая доступ к платному информационному
наполнению) для реализации творческих инициатив и
решения повседневных задач пользовательской
аудитории.
 Учреждение обучающих (просветительских) программ,
направленных на адаптацию граждан к непрерывно
меняющемуся социально-технологическому ландшафту.

Цель выступления –
вооружить библиотекарей четким
пониманием путей и методов перехода от
традиционной библиотеки, в центре работы
которой находится фонд, к библиотеке,
смысл деятельности которой заключается во
всемерном повышении интеллектуальнотворческой активности аудитории с целью
повышения успешности обслуживаемого
сообщества.

В целях логичности и стройности изложения
выделяются этапы преобразований:
подготовительный, основной и
заключительный. Разделение произведено
исключительно для более четкого выделения
сути описываемых процессов. В реальной
практике процессы всех трех этапов зачастую
следуют не последовательно друг за другом,
а параллельно.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает:
 формирование коллектива единомышленников

с обязательным привлечением пользователей;
 выявление интересов и потребностей
сообщества;
 изучение технологических и социальных
глобальных цивилизационных трендов;
 определение направления преобразований и
составление дорожной карты с четкими
показателями эффективности.

Формирование коллектива
единомышленников
 Объединение всех способных к инновациям

сотрудников и активных пользователей в совет
библиотеки. Как вариант – создание молодежного
совета.
 Формирование в коллективе библиотеки
атмосферы, где абсолютно каждый может проявить
свои сильные стороны и работать над устранением
слабых.
 Главная опасность – формальность создания
советов для видимости преобразований, а не для
реальных дел. Люди моментально утрачивают
энтузиазм.

Изучение цивилизационных трендов
 Совет библиотеки ежегодно осуществляет мониторинг

технологических и социальных трендов и отвечает на
следующие вопросы:
 Как будет выглядеть мир завтра и какие тренды
непосредственно влияют на развитие локального сообщества?
 С какими основными проблемами, вызванными глобальными
трендами, встречаются и будут встречаться члены
сообщества?
 Какие сервисы библиотека в состоянии предложить для
разрешения проблем граждан?
 Что мешает библиотеке уже сегодня предложить эти сервисы?

Выявление интересов и
потребностей сообщества
 Анализируются жизненные потребности всей

потенциальной аудитории (не только тех, кто
остался в числе читателей)
 В ходе исследования даются прямые честные
ответы на вопросы:
 почему разные социальные слои не посещают
библиотеку?
 в чем мы не релевантны ожиданиям
пользователей?

Методы выявления интересов аудитории
 Опрос /анкетирование граждан на предмет того,

какие услуги они хотели получать в библиотеках:

 «День пользователя» – раз в полгода в определенный

день опрашивается каждый посетитель;
 опрос максимально большого числа участников в ходе
проведения муниципальных (День города, района,
двора и т.п.) и крупных библиотечных массовых
мероприятий;
 размещение в социальных медиа и на сайте
библиотеки специальной анкеты для фиксации всех,
даже самых экзотических, пожеланий потенциальных
пользователей.

Определение направлений и
составление дорожной карты
 По итогам проведенных исследований проводятся мозговые

штурмы – основной инструмент принятия решений и на этапе
перехода к новому формату работы. В их ходе составляется
перечень новых сервисов для каждой целевой аудитории –
формируются иные направлений работы.
 Направления закрепляются в детализированной дорожной
карте с указанием перечня внедряемых услуг, четкими
сроками реализации и ответственными лицами. Выполнение
дорожной карты является основным показателем,
определяющим премиальный коэффициент заработной платы
сотрудников.
 Обязательным этапом выступает пилотная апробация новых
услуг с последующим анализом их эффективности на уровне
библиотечной сети и принятием организационных решений.

Основной этап

Основной этап включает:
 обновление персонала;
 привлечение аудитории (лидеров и рядовых

участников);
 реорганизацию пространства;
 преобразование видов обслуживания.

Обновление персонала

Имеющийся персонал не годен для
реализации новых задач
 В библиотеках страны в основном трудятся кадры

«века информации» – специалисты предпенсионного
или пенсионного возраста, подготовка которых
осуществлялась в массовом порядке в 80-90 годы.
 Основная масса библиотекарей владеет утратившими
актуальность навыками 30-летней давности и слабо
восприимчива к переменам, то есть: не обладает
основным качеством, необходимым современному
библиотекарю.
 Единственный выход: качественное обновление
кадров.

Методы обновления персонала
 Выстраивание атмосферы искреннего сотрудничества,

сплачивание коллектива в команду, объединенную едиными
целями (коллегиальность принятия решений, проведение
совместных праздников, частные беседы, обнажающие
личные качества сотрудников).
 Изменение задач: выстраивание познавательных
траекторий развития сообщества, работа со «свободными»
посетителями вместо организованных групп, привлечение
партнеров, взаимодействие со СМИ, активность в соцмедиа,
выход библиотеки из стен и др. Сотрудники, не
справляющиеся или не желающие выходить за рамки
привычных обязанностей увольняются сами.

Методы обновления персонала
 Проведение проверок на клиенториентированность (тайный

читатель) или осуществление сплошного мониторинга (в течении
дня в библиотеке работают наблюдатели, фиксирующие основные
показатели, которые затем анализируются с заведующими).
 Параллельно с увольнением, проводится прием сотрудников,
обладающих творческими способностями, коммуникабельностью,
потребностью в саморазвитии. Основная ориентация на
выпускников вузов и молодых специалистов гуманитарного
профиля.
 Мотивационные стимулы: творческий характер работы,
продвижение по карьерной лестнице, обеспечение жильем по
социальному найму, региональные гранты (премии губернатора).

Обновление персонала в ЦБС
г. Благовещенска
Динамика кадровых изменений
за 2016-17 гг., чел.
70

63

Динамика среднего возрастного
показателя

66

64

60
50
40
28

30
20

26

18

10
0

60
50
40
30
20
10
0

50,6

2017

кол-во сотрудников

2018
кол-во уволившихся

42,2
37

2015
2016

47,4

2016

2017

2018

Привлечение аудитории
 Подход к библиотечной работе, при котором библиотека

предоставляет услуги, а граждане ими пользуются,
устарел.
 Сегодня посетители обретают иную роль, превращаясь

из потребителей в партнеров-соорганизаторов
различных направлений деятельности библиотеки,
реализуя в её пространстве новые формы работы.
 Вместе с людьми появляются дополнительная энергия,
компетенции, материальные ресурсы (оборудование и
материалы), значительно расширяется спектр услуг и
время работы.

Сотрудничество с сообществом
вместо «обслуживания населения»
 Привлекая на свою площадь

творчески активные группы,
библиотека трансформируется
в место интеллектуального и
творческого раскрытия всех
категорий граждан, центр
реализации общественных
инициатив, взаимного
обучения, создания социально
значимых ценностей.

Клип «Волонтёр библиотеки - прийти и
остаться» универсальной библиотеки
ОИЯИ им. Блохинцева
https://www.youtube.com/watch?v=UAC
mT8AZ76o

Привлечение творческой аудитории
 Привлечение наиболее творческой аудитории осуществляется за

счет интеграции библиотекарей в мероприятия, участниками
которых являются наиболее творчески одаренные и активные
граждане всех возрастных категорий – потенциальные
пользователи, волонтеры и организаторы новых направлений.
 К подобным мероприятиям относятся театральные фестивали,
фестивали исторической реконструкции, шутливые молодежные
конкурсы, открытие мотосезонов и т.п.)
 Кроме того, каждый участник крупных библиотечных и
общемуниципальных мероприятий опрашивается не только на
предмет того, что он ждет от библиотеки, но и того чем бы он мог
поделиться с аудиторией.

Результаты тесного
взаимодействия с сообществом
 Расширение сферы деятельности путем внедрения новых

сервисов, в том числе и родившихся из реализации
инициатив групп и отдельных граждан.
 Увеличение пользовательской аудитории за счет роста
ассортимента предоставляемых возможностей и услуг.
 Обретение партнеров и добровольных помощников, наличие
которых позволяет при неизменном бюджете увеличить
объем и степень активности работы.
 Формирование в библиотеке постоянного пользовательского
трафика, что позволяет учреждать не только бесплатные, но
и платные сверхуслуги, размещать рекламу и т.п.

Организация библиотечного
пространства
 В основе организации пространства библиотеки лежит

понимание её как центра коммуникации,
предназначенного для реализации всех видов
интеллектуального взаимодействия. В идеале помещение
должно быть приспособлено для любых возможных форм
общения: от сосредоточенных уединенных размышлений до
шумных многолюдных мероприятий.
 Ограниченность площади в сочетании с невозможностью
заранее точно предсказать содержание и характер
выполняемых задач обуславливают основной принцип
построения современного библиотечного пространства –
его трансформативность (мобильность).
 Также важны: комфортабельность, открытость и
включенность в контекст окружающей среды.

Принципы построения пространства
 Трансформативность (мобильность) – возможность быстрой

трансформации помещения в зависимости от текущих задач. Составной
частью трансформативности выступает многофункциональность
объектов – способность одного предмета выполнять несколько задач.
 Комфортабельность (лучше чем дома/по месту работы или учебы) –
основной фактор привлечения посетителей, складывающийся из
наличия удобных мест для индивидуальной и коллективной работы и
общения, продуманного дизайна, практичной мебели и оборудования;
 Открытость – «приглашающие» максимально широкие и прозрачные
окна, двери, внутренние перегородки;
 Включенность в окружающий контекст – учет специфики интересов
жителей места расположения библиотеки при выделении помещений
под различные виды деятельности.

Городская библиотека Хельсинки Oodi
(открыта 6 декабря 2018 г. )
Площадь – 17 250 квадратных метров
Единовременное хранение – 100 000
томов

Первый этаж
Кинотеатр
Семейная
библиотека
Кафе-ресторан
Многоцелевой зал
Галерея
Место встреч
Временные
выставки

Второй этаж
Студии

Места для
совместной работы
Офисы сотрудников
Места встреч
Мастерская
Рабочая зона
Живая лаборатория

Третий этаж
Детский отдел
Пространство для
детей
Кафе
Книжный фонд
Балкон
Природный оазис
Книжный фонд
Книжные ступени
Амфитеатр

Практическая реализация
преобразования пространства
 Ликвидация деления на читальный зал и абонемент с

переводом фонда, за исключением редких/ценных
изданий и некоторых спецвидов, в открытый доступ с
возможностью выдачи на дом.
 Распределение пользовательских рабочих мест между
стеллажами для создания комфортных условий для
индивидуальной работы и работы в составе малых
групп. Переход к мобильной и многофункциональной
мебели.
 Изменение расписания, предусматривающее
увеличение продолжительности работы в вечернее
время.

Первый шаг: изменение
помещения силами сообщества
 Привлечение в пространство творческих коллективов

дает возможность провести переоборудование и ремонт
помещений методом народной стройки.
 Прием даров в виде ковров, комнатных растений,
плюшевых игрушек, настольных игр, старой техники,
музыкальных инструментов и т.п. вещей, повышающих
привлекательность библиотеки.
 Обращение к начинающим местным дизайнерам и
художникам, формирующим портфолио, с предложением
библиотеки в качестве места реализации идей и
проектов.

Преобразование системы обслуживания
 Конечной целью преобразований является кардинальное

содержательное обновление работы библиотек, которые,
ориентируясь на интересы сообществ, начинают
предоставлять качественно иной ассортимент услуг.
 Задача «библиотекарей нового типа» состоит не в том,
чтобы самостоятельно реализовывать все виды
обслуживания, а в том, чтобы привлекать в библиотечное
пространство лидеров направлений и активные
творческие сообщества, наполняя библиотеку новыми
сервисами и возможностями.

Библиотекарь - куратор
интеллектуально-творческого развития
 Основное содержание работы библиотекаря постепенно

трансформируется в кураторство познавательных траекторий:
каждый сотрудник обслуживания назначается куратором одной
или нескольких траекторий, выделенных по содержанию,
характеру деятельности или возрастным категориям.
 В обязанности куратора входит выявление и привлечение в
библиотеку соответствующей аудитории, включая как
потенциальных руководителей, так и участников,
взаимодействие с руководителем группы (утверждение планов,
подготовка афиш, создание презентаций, распечатка
материалов, настройка техники), а также модерирование
заседаний.

Проекты библиотеки им. Наговицына,
руководимые волонтерами
 Мотивационные встречи-тренинги

самопознания «Живи с любовью» с
Любовью Сингатуллиной
 «Бодрое утро» с Оксаной Чайниковой
 Поэтические «Чайковские чтения» Андрея
Суднищикова
 Шахматные турниры Сергея Наговицына

«Типовые» услуги библиотек
нового типа
 В основе выделения услуг лежит целевая

аудитория (в общедоступных библиотеках –
возрастная категория):





Дети
Подростки и молодежь
Работающие взрослые
Лица пенсионного возраста

 Цель предоставления библиотечных услуг –

интеллектуальное развитие граждан, создание
условий для их творческого раскрытия и
позитивного взаимодействия с окружающими.

Услуги для детей
 Мультипликационная/анимационная студия для








детей и подростков;
Школа видеоблогера;
Студия виртуальной и дополненной реальности;
Кукольный театр/ театр теней;
Нескучный выходной;
Библиопродленка (в течение учебного года);
Летний лагерь (в течение школьных каникул);
Праздники (дни рождения, календарные праздники
в т.ч. на платной основе).

Услуги для подростков и молодежи
 «Лаборатория профессий»;
 Батлы разных тематик, жанров и направлений;
 Брейн-ринг – соревновательная форма интеллектуальной







игры;
Социодрамма – «разбор» в театральной форме актуальных
проблем включая введение в проблематику, обыгрывание
ситуации и решение;
Квесты/квизы;
«Кино под пледом» (в осенне-зимний период);
Сюжетно-ролевые игры, постановка миниатюр, КВН –
раскрытие личности посредством игр и постановок;
Клуб «Молодая мама».

Услуги для работающих взрослых
 «Библиотека Людей» – знакомство с живущими по








соседству интересными людьми;
Квартирники/капустники – форма досуга,
обеспечивающая общение, раскрытия талантов и
умений);
Дебаты по актуальным вопросам;
Тематические тренинги, способствующие познанию
окружающего мира и раскрытию собственных
способностей;
Арт-студии, удовлетворяющие эстетические потребности
и потребности в самореализации и общении.

Услуги для лиц пенсионного возраста
 «Виртуальная бабушка» - курсы цифровой

грамотности для пожилых граждан.
 «Клуб родоведов» (генеалогические
исследования);
 Ретро-киноклуб;
 Университет 60+.

Услуги для всех возрастных категорий
 Городская мастерская (предоставление

оборудования);
 Клубы по интересам, творческие студии,
кружки;
 Образовательные курсы.

Материальное и идеологическое
обеспечение преобразований:
 Улучшение материально-технического оснащения

библиотеки.
 Кардинальное перепозиционирование библиотеки
и продвижение всего перечня предоставляемых ею
новых возможностей и услуг.

Улучшение материально-технической
оснащенности
 Основной способ улучшения МТБ библиотеки – активное участие

в проектной и программно-целевой деятельности на
муниципальном, областном и федеральном уровнях.
 Конкурсы на реализацию проектов проводятся как органами

власти, так и целым рядом фондов и отдельных организаций.
 Заявка любой грант включается перечень необходимого для
реализации проекта оборудования, а также технические условия
его реализации (например, обеспечение доступ к Интернет по
беспроводным сетям, приобретение мобильной мебели,
цифрового оборудования и т.д.).

Изменение образа библиотеки и
продвижение её услуг
 Позиционирование библиотеки в качестве места, где

каждый имеет возможность обрести себя и внести свой
вклад в жизнь сообщества.
 Регулярная публикация анонсов, пресс-релизов и

развернутых статьей о прошедших в библиотеках
мероприятиях на сайте и страницах местных СМИ.
 Систематическое продвижение библиотеки через

социальные медиа (использование ЕИПСК).

Заключительный этап

Заключительный этап включает:
 оценку результатов и степени эффективности

работы;
 анализ причин и устранение ошибок и
недочетов;
 внесение корректировок в планы следующего
года.

Вместо эпилога

Почему это называется «библиотекой»?
 Потому, что «это» и является библиотекой XXI века

– обновленной, соответствующей требованиям и
ориентированной на удовлетворение насущных
интересов граждан.
 Цель преобразований – превращение библиотеки в
подлинный центр развития местного сообщества,
повышение её авторитета, устойчивости и
значимости, что в совокупности приведет к
возрастанию её инвестиционной
привлекательности как с стороны учредителя, так и
местных предпринимателей.

Видеоклип «Стабильности
больше нет и не будет»
https://www.youtube.com/watch?v
=fdEySpup8PY

Спасибо за внимание!
Вадим Степанов
vadimstepanov.ru
stepanov@vadimstepanov.ru

Постмодерация: 
published
Разрешить скачивание без DRM-защиты: 

Comments

Активные ссылки на использованные в презентации видеофайлы:

Видеоклип «Волонтёр библиотеки - прийти и остаться» универсальной библиотеки ОИЯИ им. Блохинцева
https://www.youtube.com/watch?v=UACmT8AZ76o

Видеоклип «Стабильности больше нет и не будет»
https://www.youtube.com/watch?v=fdEySpup8PY