Исламские библиотеки страница 1

?
Исламские библиотеки

1

Islamic libraries
Ю. Н. Столяров,
Научный центр исследований книжной культуры РАН,
Москва Россия
Yury Stolyarov
Research Center for Book Culture Studies, Russian Academy of Sciences,
Moscow Russia
Излагается история возникновения исламских библиотек и их распространение по всему миру. Особое внимание уделяется периоду расцвета исламской культуры во времена Арабского халифата. Современный период представлен освещением возникновения исламского вероучения на территории
современной России, в том числе Крыма, и кратким освещением состояния исламских библиотек
в России.
Ключевые слова: ислам, пророк Мухаммед, Коран, Александрийская библиотека, мусульманские
библиотеки, Арабский халифат, Багдад, Крым, Национальная библиотека Татарстана, халиф Омар,
Тамерлан, Улугбек, халиф Испании Аль-Хакам II, султан Магомет Второй, крымский хан Девлет I
Герей, Исмаил Гаспринский.
Development of Islamic libraries and their spread all over the globe are examined, with special attention
given to the Arabic Caliphate, and, as soon as the modern period is characterized, to the spread of Islam in
Russia, including Crimea; the current status of Islamic libraries in Russia is discussed in brief.
Keywords: Islam, Prophet Muhammed, Alexandrian library , Koran. Islamic libraries, Arabic Caliphate,
Baghdad, Crimea, National Library of the Republic of Tatarstan, khalif Omar, Tamerlane, Ulugh Bek, Khalif of Spain Al-Hakam II, Sultan Mahomet II, Crimean Khan Devlet I Girey, Ismail Gasprinsky

Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё
сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай,
ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил
посредством письменной трости – научил человека
тому, чего тот не знал.
Коран. Сура 96 «Аль-Аляк» – «Сгусток»

В своей работе библиотеки руководствуются, среди прочего, статьѐй 28 российской Конституции. В ней установлено, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». И если библиотека имеет дело с читателями, исповедующими ислам, она обязана уважать это их законное право и содержанием своих фондов, индивидуальным, групповым и массовым обслуживанием способствовать его реализации.
Как отмечает Т. Ф. Каратыгина в статье «О межнациональной основе библиотечной теории
и практике» (2014), в процессе формирования нашего государства приняло участие большое
количество народов, включая и неславянские. Однако, легко принимая иные обычаи и порядки,
наши прародители внутренне сохраняли своѐ сущностное своеобразие. При этом сохранялся и
уважался менталитет других народов, что существенно отличает Россию от Западной Европы. В
единении народов цементирующим был и остаѐтся славянский компонент, поскольку славянам
2
свойственна восприимчивость к влияниям при одновременном переосмыслении любого из них .
1
2

К 110-летию Мусульманского отделения Национальной библиотеки Республики Татарстан, 25-летию Республиканской
крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского.
Каратыгина Т. Ф. О межнациональной основе библиотечной теории и практики // Каратыгина Т. Ф. Свети, и будет
свело. Профессиональные штудии / Т. Ф. Каратыгина. – М., 2015. – С. 60.

1