Дополненная реальность в современной библиотеке страница 1

?
Дополненная реальность в современной библиотеке
Augmented reality in modern libraries
Д. А. Григорьев, О. А. Николаенко
Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы
«Централизованная библиотечная система
Западного административного округа»,
Москва, Россия
Dmitry Grigoryev and Oleg Nikolayenko
Centralized Library System of Moscow Western Administrative District,
Moscow, Russia
С развитием мобильных технологий современный человек стал относительно свободным в получении новой информации и в выборе необходимых ему сервисов. Но в тоже время, это развитие подняло на новую высоту планку не столько качественной составляющей получаемой информации,
сколько количественной, как по объему, так и по времени получения.
Дополненная реальность – способ получения информации об окружающем мире здесь и сейчас.
Данную технологию можно использовать как игрушку или в рекламных кампаниях, но с ее помощью так же можно обучать и обучаться.
В докладе описан опыт внедрения инструмента дополненной реальности – ПО Aurasma (разработчик HP Autonomy) в мемориальной экспозиции «Первый космонавт планеты» Библиотеки
им. Ю. А. Гагарина ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО».
With emergence of mobile technologies, people have found themselves relatively free in accessing new information and services. At the same time, the quantitative requirements to information (its volume, or interaction time) have been increasing, let alone information quality. The augmented reality is a way to get information ‘now and here’. This technology can be applied to games or in marketing but it is quite possible
to use it in teaching and learning. The authors describe the experience of implementing augmented reality
tool, namely Aurasma software (designed by HP Autonomy), into the memorial exhibition «The Planet’s
First Cosmonaut» at Yuri Gagarin Library of the Moscow Western Administrative District Centralized Library System.
Введение

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR – «расширенная реальность») – результат
введения в поле визуального восприятия человека любых дополнительных данных, создаваемых
с помощью компьютера или иных средств вычислительной техники, с целью дополнения сведений
об окружении и улучшения восприятия информации.
Сам термин «дополненная реальность» появился в 1990 году. Его автором считается Том Кодел (англ. Tom Caudell), в то время работавший инженером в компании Boeing. Именно компания
Boeing стала пионером в разработке нашлемной системы целеуказания и индикации полета. Она
предназначена для автоматического определения направления на выбранную летчиком (оператором) цель с одновременной индикацией знакографической и сюжетной информации на фоне
наблюдаемой им внешней обстановки. Иными словами, на те реальные объекты, которые наблюдал пилот, накладывалась дополнительная информация в реальном времени: например, расстояние
до цели, характеристика объекта, находящегося на земле, скорость, запас топлива и так далее.
Такая система повышает эффективность управления, делает его более естественным и простым.
Сейчас нашлемная система индикации – обязательная принадлежность современных боевых
самолетов и вертолетов [1].
Существует несколько определений дополненной реальности: исследователь Рональд Азума
(англ. Ronald Azuma) в 1997 году определил еѐ как систему, которая:
1) совмещает виртуальное и реальное;
2) взаимодействует в реальном времени;
3) работает в 3D [2].
История дополненной реальности как технологии началась с середины XX века, когда впервые
начали разрабатываться устройства, позволяющие видеть дополнительные сведения в поле зрения
1