Читать, творить, развиваться: абилитация детей с ОВЗ в библиотеке

Аннотация: 

Представлены основные направления работы в рамках проекта "Абилитация детей с ОВЗ через чтение и творческое развитие", с 2013 года реализующегося в МБУК "Центральная городская библиотека" г. Нижний Тагил.
 

Содержимое презентации

В Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией
Конвенции о правах инвалидов“ закреплены понятия:
Абилитация инвалидов – система и процесс формирования
отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной,
профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или
частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой,
общественной, профессиональной и иной деятельности.

С 2013 года в Центральной городской библиотеке Нижнего
Тагила и ее структурных подразделениях успешно реализуется проект
«Абилитация детей с ОВЗ в библиотеке через чтение и
творческое развитие», целевая аудитория которого:
•
семьи, воспитывающие незрячих, слабовидящих детей, детей с
диагнозом ДЦП, синдромом Дауна, задержкой умственного и
речевого развития;

•
дети из общественных организаций инвалидов, дошкольных
учреждений комбинированного вида, коррекционных классов
общеобразовательных школ, детских домов и социальных центров г.
Нижний Тагил;
•
«домашние» дети – инвалиды, не имеющие возможность
посещать образовательные учреждения города;
•
дети, испытывающие трудности в чтении, из неполных,
малоимущих, многодетных семей, опекаемые дети.

Направления абилитации «особых» детей через чтение и творческое
развитие в библиотеках Нижнего Тагила
Пластилинография

Канистерапия и чтение вслух

Песочная терапия

Мульттерапия и тифлопросмотры

Пластилинография
Направление «Пластилиновое чудо» - с 2013 года.
Рисование пластилином развивает мелкую моторику рук ребёнка, пространственное
мышление, чувство цвета и пропорции.

Схема занятия
1. Чтение литературного произведения.
2. Обсуждение прочитанного.
3. Выполнение творческого задания.

Важно!
- Обязательно учитываются
особенности ребёнка.

возрастные

и

психологические

- Обучение технике пластилинографии проходят также родители и
педагоги.
- Положительное влияние на психику и эмоциональное состояние
детей с ОВЗ оказывает участие в выставках творческих работ.

Песочная терапия
Направление «Волшебный песок» - с 2014 года.
Занятия включают в себя рисование песком на специально оборудованном столе с
подсветкой (Sand Art) и игры с песком в «построение мира» в малой психологической
песочнице (Sand Рlay).

Занятия проводит психолог библиотеки и сотрудники, прошедшие специальную
подготовку.

Sand Art

Sand Play

Канистерапия
Направление «Лапа в ладошке» - с 2014 года.
Канистерапия - один из видов лечения и реабилитации человека при
помощи специально отобранных и обученных собак.
Формы взаимодействия: пролезть с собакой через специальный
туннель, поваляться на полу, расчесать ей шерсть, сочинить и рассказать
собаке сказку, застегнуть ошейник и т. д.
Волонтёры проекта – специалисты Нижнетагильской общественной
кинологической организации «Надале», профессиональные инструкторыкинологи. Все собаки имеют паспорта здоровья и прошли специальную
подготовку.

Чтение вслух собакам –
детьми психоэмоциональных
комплексов, повышение техники
чтения.
В данной методике положительную роль играет использование
психологического эффекта исполнения перед живой публикой. Собака в
качестве слушателя снижает градус волнения у маленьких чтецов,
помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом
внимательно слушает, не перебивая. После такого позитивного опыта
дети проявляют интерес к книгам и начинают читать дома своим
питомцам или мягким игрушкам.

Мульттерапия
Детская мультстудия «Колибри» - с 2016 года.
Работа по созданию мультфильма проводится в инклюзивных минигруппах (до 9 человек) по разработанной в ЦГБ программе.
Цикл состоит из шести занятий, которые включают в себя знакомство с
различным
видами
прикладного
творчества
и
техниками
мультипликации.
На занятиях дети учатся писать сценарий, делать раскадровку,
создавать
декорации,
снимать,
озвучивать
и
монтировать
мультфильмы.

«Кинозал в библиотеке» - с 2016 года.
Тифлопросмотры являются составной частью комплексных мероприятий и включают:
- чтение вслух
- знакомство с тактильными книгами
- игры, викторины
-мастер-классы по лепке, аппликации, изготовлению игрушек и т. д.
Для тифлопросмотров подбираются мультфильмы на литературной основе,
адаптированные для незрячих и слабовидящих, с учётом возрастных особенностей и
интересов детей.

2016 год – на крыльце библиотеки установлен специальный
подъёмник. Теперь библиотека доступна для маломобильных
читателей.

За время, прошедшее с начала реализации проекта, библиотека
стала восприниматься как единый центр, занимающийся «особыми»
детьми,
основные
принципы
работы
которого
–
эффективность, доступность и бесплатность.

Инвалидность не должна становиться причиной исключения детей из
активной жизни. И библиотека – это то место, где ребёнку могут оказать
поддержку «социального здоровья», через чтение и творческое развитие
научить контакту с миром, помочь поверить в себя, сделать мир доступным.

Спасибо за внимание!

Постмодерация: 
published