Модель повышения квалификации библиотекарей региона в условиях современной университетской библиотеки

Содержимое презентации

Модель повышения квалификации
библиотекарей региона в условиях
современной университетской библиотеки
Щербинина Галина Степановна
канд. пед. наук, зам. директора по научной работе
Зональной научной библиотеки
УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург – Крым, 03–11 июня 2017 г.

1

Щербинина Г.С.

Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

2

Щербинина Г.С.

Крупнейшая библиотека Урала

Фонд более 3,2 млн

42 тыс. читателей
Площадь 11,3 тыс.

2
м

Штат ок. 130 чел.

lib.urfu.ru

3

Щербинина Г.С.

Уральское зональное методическое
объединение библиотек вузов –
сегодня это 44 библиотеки

4

Щербинина Г.С.

Стратегические цели для каждой
библиотеки
• Повысить компетентностный потенциал
персонала – чем больше потенциал, тем шире
влияние библиотеки и результативнее передача
знаний пользователям
• Идентифицировать себя среди профессионалов
• Обменяться мнениями и практиками, выявить
общие смыслы и выработать единый
профессиональный взгляд
• Изучить и внедрить опыт коллег
5

Щербинина Г.С.

Стратегический подход
• Как долговременная перспектива с учетом
изменений внутренней и внешней среды
• Сформированная и сбалансированная система
коммуникаций в долгосрочном периоде времени
• Предоставление равных возможностей каждой
библиотеке
Как сделать так, чтобы количество и качество
предлагаемой информации для всех
библиотечных работников совпадало с их
потребностями именно в данной информации?
6

Щербинина Г.С.

Психологи выявили закономерность
• Задумано отправителем 100 % объема
информации
• Преобразовано в словесную форму внутренней
речи 90 %
• Высказано отправителем – 80 % объема
информации
• Воспринято получателем – 70 %
• Понято 60 %
• Осталось в памяти получателя 24 % от объема
первоначальной информации
7

Щербинина Г.С.

•
•
•
•
•
•

Стейкхолдеры библиотеки вуза
Персонал библиотеки
Персонал библиотек региона / страны
Руководство вуза и отрасли
Партнеры в вузе (кафедры и пр.)
Студенты, преподаватели, ученые
Партнеры вне вуза (внешние)
Для каждой заинтересованной
стороны определяются свои
•
•
•
•

действия (мероприятия)
каналы коммуникации
правила взаимодействия
показатели и документы
8

Щербинина Г.С.

Моделирование коммуникаций
• Коммуникационный процесс в организации – это
многоплановый, многоуровневый,
многовариантный процесс
• В моделях коммуникации по-разному могут
структурироваться элементы коммуникации и
связь между ними

• То есть для каждой заинтересованной стороны –
собственная модель коммуникаций со своей
структурой связей
9

Щербинина Г.С.

Модель повышения квалификации
• Знания
• Удостоверение

Ценность
Уровни

Формы

• Самообразование, Библиотека
• Регион, Страна
• Онлайн, Оффлайн
• Активные, Пассивные

Содержание

•
•

• Виды деятельности
• Проблемы, тенденции

Основание и контроль – паспорт должности, оценочная
шкала в баллах, анкетирование
Ограничивающие факторы (финансирование)

10

Щербинина Г.С.

Паспорт должности. Структура компетенций
• Базовые (универсальные)
Инструментальные
Общенаучные
Социально-личностные
• Профессиональные
Производственно-технологические
Организационно-управленческие
Научно-исследовательские
Психолого-педагогические
11

Щербинина Г.С.

Паспорт должности. Модель компетенций
сотрудников обслуживания

12

Щербинина Г.С.

Паспорт должности. Форма карты компетенций

13

Щербинина Г.С.

Анкетирование
• Сотрудников ЗНБ – ежегодное самообследование в рамках
паспорта должности и балльной шкалы оценки степени развития
компетенций

• Библиотекарей Уральского региона (например, для
разработки новой программы курса по документированию
деятельности – количество разработанных документов в году)

14

Щербинина Г.С.

Мероприятия
•
•
•
•
•
•

Конференции, семинары, циклы семинаров
Обучающие курсы через ФПК вуза
Сборники профессиональных материалов
Вебинары по острым проблемам
Дистанционные курсы
Высшее образование, в т.ч. заочное

15

Щербинина Г.С.

Тематика конференций ЗНБ УрФУ. 2012–2017
• Университетская библиотека: информационные сервисы
для науки и образования
• Университетская библиотека: от разработки стратегии
к IT-решениям
• Политика социальной ответственности университета как
стратегический ориентир деятельности библиотеки
• Деятельность научной библиотеки в условиях
коммерциализации знаний
• Система управления знаниями в информационной сфере
российского общества: новые вызовы и возможности
• Университетская библиотека как интеллектуальный центр
получения новых знаний
16

Щербинина Г.С.

Конференции проводились и включали
Совместно (как тенденция)
• с Отделом интеллектуальной собственности УрФУ
• Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех»
• Уральским центром инновационных образовательных технологий
• Преподавателями, специалистами университета

Активные формы (как тенденция)
• Воркшопы
• Тренинги
• Семинары
• Круглые столы
17

Лист результативности повышения
квалификации

Щербинина Г.С.

• Общие сведения
• Содержание программы повышения квалификации
• Использование результатов повышения квалификации
18

Щербинина Г.С.

Уральский центр проектов АРБИКОН
• обучение с 2015 г. через
ФПКПиПП УрФУ
• 7 программ повышения
квалификации
• удостоверение
установленного образца
• проживание в общежитии

http://lib.urfu.ru/mod/tab/view.php?id=2260
Информационно-библиографическое сопровождение науки и
образования
Библиотека в современном информационно-образовательном
пространстве
19

Щербинина Г.С.

Обучение в УрЦП АРБИКОН

20

Щербинина Г.С.

Уральский центр проектов АРБИКОН
• Роль эксперта: современное научное знание и
опыт проанализированы, адаптированы для
восприятия разными категориями слушателей

• Пул научного знания и опыта: может служить
хорошей основой для современной
профессиональной деятельности специалиста
библиотеки и преподавателя вуза

21

Щербинина Г.С.

Научно-практический сборник
• «Библиотеки вузов Урала:
проблемы и опыт работы»
издается ЗНБ УрФУ
• С 2002 г. – 14 выпусков
• Включает стат. форму с
показателями работы
библиотек вузов Урала

22

Щербинина Г.С.

Аналитика по сборнику
1

40

2

35

3
4

30

5

25

6
7

20

8

15

9

10

10
11

5

12

0

13
авторов

статей

информационных материалов

14

23

Щербинина Г.С.

Такой подход
• Дает глубокую личностную подготовку
сотрудникам, открывающую перспективу
самосовершенствования – профессиональной
рефлексии и самореализации в
профессиональной деятельности, а также для
выработки индивидуальной траектории
профессионального становления и роста

• Способствует позиционированию библиотеки в
целом, готовой к изменениям, чтобы идти «в ногу
со временем»
24

Щербинина Г.С.

Формы повышения квалификации
библиотек Калининградской области*
•
•
•
•
•

Конференции и семинары
Школы
Конкурсы
Вебинары и дистанционные курсы
Традиционные курсы и вузы культуры

* Скурихина Я.Е. Профессионализация библиотечно-информационных
специалистов в областной научной библиотеке // Библиосфера.
2017. №1. С. 99–102.

25

Щербинина Г.С.

Благодарю за внимание!

26

Постмодерация: 
published