Какую Национальную электронную библиотеку мы потеряли страница 1

?
Какую Национальную электронную библиотеку мы потеряли
The National Electronic Library we have lost
В. К. Степанов
Московский государственный институт культуры,
Москва, Россия
Vadim Stepanov
Moscow State Institute of Culture,
Moscow, Russia
Анализируются недостатки реализации проекта по созданию Национальной электронной библиотеки. Обращается внимание на концептуальное отставание проекта от требований современности, его
организационные, содержательные и технические проблемы.
The drawbacks of the National Electronic Library project are analyzed. The author points to the project
conceptual lag of current requirements, its organizational, content and technological problems.

13 января 2015 года состоялось официальное открытие проекта «Национальная электронная
библиотека». Его «новая очередь» на рубеже 2013-2014 годов первоначально задумывалась заказчиком в лице Министерства культуры России в качестве проекта, способного кардинально преобразовать деятельность всей библиотечной сети страны. Из проекта, целое десятилетие до этого
развивавшегося в фоновом режиме и не влиявшего сколько-нибудь значимо на общее состояние
библиотек страны, новая НЭБ была призвана стать цифровой платформой, которая бы позволила
всем библиотекам России совместными усилиями формировать репертуар русской книги и одновременно реализовать полномасштабное удаленное облуживание читателей источниками в электронной форме.
В первоначальное техническое задание, разрабатывавшееся Академией переподготовки работников культуры, искусства и туризма (АПРИКТ), были заложены такие принципиальные положения, как коллегиальность наполнения фонда НЭБ всеми библиотеками страны и превращение
проекта в электронный коллектор русскоязычной научной и образовательной литературы, посредством которого издатели могли бы продавать свою продукцию библиотекам, а те, в свою очередь,
бесплатно предоставлять еѐ читателям. При этом основным стимулом участия библиотек в проекте
должно было явиться положение о том, что библиотеки, размещающие в НЭБ оцифрованные
источники из своих фондов, получали бы право учитывать «выдачу» этих материалов как собственную, повышая тем самым один из ключевых показателей своего государственного задания.
Кроме того, в основе концепции обновленной НЭБ делался акцент на возможность удаленного
мобильного обслуживания читателей, которые получали возможность доступа ко всей полноте еѐ
ресурсов, находясь где угодно, а не только в стенах библиотек. Именно это качество должно была
вывести НЭБ в число флагманских информационных проектов России, опережающих общемировую практику.
Однако в ходе реализации проекта в октябре 2014 года произошла смена оператора НЭБ,
которым в итоге стала Российская государственная библиотека. Соответственно, кардинально
изменилось направление работ, в результате чего представленный в январе 2015 года проект
явился прямым продолжением своей предшествующей десятилетней эволюции.
При знакомстве с проектом разочарование вызывают как технические, так и организационносодержательные аспекты его реализации. Однако все они отступают перед узловой проблемой
НЭБ, которая заключается в ее глубокой идеологической отсталости. Состоит она в том, что
пользование ресурсами предполагается осуществлять в пределах библиотек, которые выступят
в роли участников проекта.
Идея работы с текстами в цифровом формате в стенах библиотек годилась, и то условно, десятилетие назад. Сегодня сама среда обитания человечества стала иной – эра мобильных устройств
кардинально изменила правила игры, сделав работу с источниками возможной всегда и везде.
1